– Сергей Александрович, как вам, парню из глухого лесного края со станции Лежа Вологодской области, удалось пробиться на учебу в Ленинградский политехнический институт на факультет радиофизики и электроники?
– В школе я заинтересовался квантовой радиофизикой. Так как в институтах Вологды, Ярославля и Архангельска такой специальности не было, я решил рвануть в Ленинград, в уже известный на весь СССР политехнический институт, где работали светила российской физики. У нас тогда была мечта – привнести в науку что-то свое, сделать открытие. Поступали сложно. Я приехал в город 1 августа, а на следующий день уже сдавал первый экзамен. Хотя у меня была золотая медаль, никаких льгот тогда не было, и мы сдавали все семь экзаменов. На наш факультет поступало 144 человека с золотой медалью, а набрали их них всего 27.
В институте нас учили не зазубривать учебники, а соображать и абстрактно мыслить. Мы должны были сами искать решения сложных задач, видеть всю проблему в комплексе и не забывать детали. Мне потом это много раз помогало в жизни. Как говорил бывший председатель областного правительства Владимир Ковалев, ты один в администрации «системщик», остальные – конкретики. В Ленинградском ударном студенческом отряде мы с друзьями прошли с топорами все Заполярье, строили дома для нефтяников, газовиков и угольщиков.
После учебы меня сразу направили в Зеленоград работать на оборонный комплекс. Я стоял у истоков создания всех современных информационных и коммуникационных технологий. Когда стали создавать в стране систему специальных конструкторских бюро, то меня направили в Ярославль. Здесь уже я прошел всю трудовую карьеру – от старшего инженера до генерального конструктора КБ. К распаду СССР в нашей организации работало 750 системных программистов, которые разрабатывали практически все операционные системы для ракет и космических кораблей.
– Почему же вы оставили любимое дело и пришли в исполнительную власть?
– Меня попросили товарищи из нашей организации выдвинуться в депутаты Ярославского областного совета, а потом и пойти в администрацию области, чтобы заняться наведением порядка. Ведь после перестройки в стране воцарились бардак и хаос. Мое выдвижение обсуждалось в нашем КБ и его парторганизации. По сути меня делегировали сначала в депутаты, а потом в «Белый дом». Сегодня наше КБ имеет статус федерального госпредприятия, выполняет множество сторонних заказов, но продолжает работать на оборону страны. Хорошо, что сегодня внимание государства к этой сфере восстанавливается, моим бывшим коллегам есть кому передать свои разработки.
По трудовой книжке я перешел на государственную службу 2 января 1992 года. Фактически же начал работать раньше, еще в декабре 1991-го. После назначения Анатолия Ивановича Лисицына на должность
и. о. главы администрации, мы вместе с Сергеем Вахруковым и Александром Миклиным по просьбе губернатора разрабатывали принципы работы областной власти в новых условиях. Тогда родилась идея создать информационно-аналитическое управление, во главе которого меня и поставили.
Тогда же, в 1992 году, была разработана первая концепция развития области с участием Академии наук, где были рассмотрены перспективы развития промышленности и сельского хозяйства с учетом зонирования территории. Потом губернатор подключил к работе Институт проблем экономики переходного периода во главе с Егором Гайдаром. Они нам помогли перестроить систему управления бюджетом, перейти к работе с инвестиционными проектами и научили разрабатывать бизнес-планы. В итоге наши предприятия получили хорошую поддержку администрации области по привлечению инвестиций.
– Развал СССР и создание нового российского государства в результате обернулись правовым вакуумом. Многие сферы жизни общества и экономики просто не были никак урегулированы в законодательстве. Как Ярославская область создавала новую нормативно-правовую базу?
– В 1994 – 1995 годах мы разрабатывали и принимали новый устав Ярославской области, по которому администрация работает и сегодня. Именно тогда решались вопросы разделения территории на муниципальные округа и Переславль-Залесский стал жить отдельно от Переславского района, а город Рыбинск объединился с Рыбинским районом. В 1997 году администрация области занималась кропотливой работой по заключению соглашений с каждым министерством и ведомством на предмет того, кто за что отвечает и какими полномочиями обладает. Все это требовало согласований на всех уровнях: в Правительстве РФ, администрации президента и на уровне региона. И сегодня администрация области сильна в законодательном плане – здесь разрабатываются около 90 процентов всех проектов законов и нормативных актов, которые потом обсуждает областная Дума.
– В середине 90-х годов на вас были возложены широкие полномочия: транспорт, дорожное и коммунальное хозяйство, строительство. Какие моменты из этого периода запомнились больше всего?
– Фактически у меня были сосредоточены все элементы, связанные с развитием инфраструктуры региона, без которой не может быть ни экономического подъема, ни совершенствования работы социальной сферы. Мы не только строили дороги, но и занимались благоустройством районных центров и малых городов, поселков и крупных сел. От этого население региона получило очень большую пользу.
В то время все споры и конфликты между отдельными департаментами и направлениями решались в одном кабинете – в моем. И такая четкая координация давала свои плоды. Например, мы за один сезон провели реконструкцию угличской плотины, хотя до нас никто не мог разработать приемлемый проект. Я собрал специалистов, мы нашли инженерное решение, проектировщиков, придумали новый каркас и, пока шел ремонт ГЭС, была впервые в регионе использована рокадная переправа для перевозки всех автомобилей через Волгу.
Я на любой работе привык все доводить до конца. Если мы решили командой что-то организовать, то будет выполнено. Чем это обернется лично для меня – этот вопрос никогда не был первоочередным. Все, что мне было поручено за 15 лет, выполнялось. Политика заключается в том, чтобы всегда знать, как надо действовать в той или иной ситуации, где можно уступить, а где надо идти напролом. Главный критерий деятельности власти – не навреди, не допусти катаклизмов в регионе. Политикой должна заниматься государственная власть, и наша задача – обеспечить потребности тех людей, которые здесь живут.
– Что будет сделано в ближайшие годы с ярославскими дорогами на Москву и Вологду в связи с пуском первой очереди второго моста через Волгу в Ярославле?
– Мост мы сдаем строго в срок – в начале сентября. Я пять лет руковожу проектом и сегодня добился четкой работы, поэтому к концу стройки никакого аврала и беготни нет – все идет строго по часам. В том, что в Ярославле появится новый мост, есть большая заслуга губернатора Анатолия Лисицына, который пробил этот проект. Сегодня это дало толчок дальнейшей реконструкции наших дорог. В первую очередь будет модернизирована магистраль М8 от Ярославля до Вологды. Мы там получим нормальную европейскую трассу самого лучшего стандарта качества. Следующий этап – строительство южной развязки в районе НПЗ, чтобы вывести весь транспортный поток с Московского проспекта и центральной части города на окружную дорогу. К 1000-летию Ярославля будет реализован второй пусковой комплекс строительства моста через Волгу, в который войдет эстакада от нового моста до станции Молот с выходом на окружную дорогу.
На участке автомагистрали М8 «Москва – Ярославль» будет сделано расширение дороги с двух до трех полос движения автотранспорта. В ближайшие два года будет достроен и сдан объезд владимирского участка дороги к Переславлю-Залесскому. Это очень важная часть проекта, поскольку 12 км узкой дороги сегодня тормозит движение машин и является одним из самых аварийных на пути в столицу. Наши транспортные коммуникации имеют стратегическое значение для развития региона. Сегодня в России идет большая борьба – какой регион будет принимать и пропускать через себя грузопотоки с запада на восток и с севера на юг. Проблема размещения транспортного коридора – это главная задача администрации и вопрос будущего перспективного развития Ярославской области.
– Каковы ваши планы на будущее?
– Нужно завершить начатые наукоемкие и трудоемкие проекты. Мы должны провести скоростной Интернет во все сельские школы региона. Сейчас на базе установленных в области 56 вышек мы создаем уникальную навигационную систему сопровождения транспортных потоков и обнаружения угнанных машин с использованием спутников. Одновременно система позволяет производить межевание земли с точностью от 3 до 50 см от одной точки в центре региона. В ходе визита Президента России мы хотим ему показать наш опыт, поскольку сегодня считается, что наша страна самостоятельно такие проекты реализовать не может.
Очень важно завершить проекты создания современной спортивной инфраструктуры, в первую очередь, лыжный стадион мирового уровня в центре «Демино». Там должен быть открыт центр подготовки Олимпийской сборной России, будет сделана биатлонная развязка и стрельбище, протянута оптико-волоконная линия передачи данных. Это будет уникальный спортивный проект в регионе.